Ставил
ли С.П.Залыгин в рассказе «Уроки правнука Вовки» перед собой задачу напомнить о
фонвизинском Недоросле – неизвестно. Но опытный читатель сам в состоянии
обнаружить типическое и соотнести в своем сознании классический образ-персонаж
и его современного «двойника». Обращение к архетипическому образу всегда определенным
образом подчеркивает проблемно-тематическую связь с предтекстом. В данном
случае, отмечают учащиеся, обозначается близость позиций двух авторов: и в
классическом образце, и в современном тексте утверждается необходимость нравственной
самостоятельности и ответственности человека за свои поступки. Проблемно-тематическая
связь комедии «Недоросль» и рассказа «Уроки правнука Вовки» оправдана не только
использованием современным писателем архетипического образа, но и тем, что
современное произведение продолжает просветительскую традицию русской классики,
вновь затрагивает вопросы гражданственности и с тревогой смотрит в будущее.
Главный герой залыгинского рассказа – Юрий Юрьевич Подлесский, в какой-то степени, – современный Стародум. Он, всю жизнь в меру сил помогавший шести поколениям своей семьи: бабушке, отцу с матерью, жене, сыну, внуку, – теперь помогает и правнуку Вовке. Семья двенадцатилетнего недоросля (отец, мать, сестра-студентка) временно уезжает из Москвы в Европу. Для того чтобы не отрывать от учебы Вовку, его оставляют на попечении Юрия Юрьевича. Взаимоотношение прадеда и правнука трудно назвать просто взаимонепониманием. Это уже не конфликт двух поколений, отцов и детей: между героями слишком большая разница в возрасте. Юрий Юрьевич Подлесский в рассказе выступает как наблюдатель зарождения какой-то совершенно новой для него формы общественной жизни, представителем которой как раз и является правнук Вовка. Наблюдения эти питают мучительные размышления пожилого человека о том, где же и когда произошла в его жизни и жизни его современников та ошибка, что привела к появлению совершенно беспринципных и безнравственных взглядов мальчишки.
Вовка
насмешливо зовет Юрия Юрьевича «дедка» (звучит как «детка»), унижает его и
бесцеремонно перебивает в разговорах. На все вокруг он уже имеет свое мнение,
достаточно циничное; не желает учиться – однако хочет быть лидером среди
сверстников, уже курит и засматривается на девочек. В школе Вовка издевается
над товарищем, страдающим энурезом, и сожалеет, что болезнь проходит (не над
кем будет смеяться). Он остается ночевать у товарища, не предупредив прадеда,
забыв позвонить домой. Абсолютное отсутствие совести показано и через
восхищение героя удачей друга Веньки Соколова. Тот заработал 300 долларов за
полчаса, постояв «на стреме» во время ограбления. «А пускай родители
зарабатывают, тогда Венька не будет кнопочку нажимать», – цинично заявляет
Вовка Юрию Юрьевичу на его недоуменный вопрос об ответственности за соучастие в
преступлении.
Прадед,
привыкнув ко всему в жизни относиться ответственно, со всей серьезностью
пытается помочь Вовке учить уроки: ботанику (о картофеле), литературу (о
Распутине и его «Уроках французского»), историю (о Чингисхане). И уроки эти, по
мнению критика Ольги Славниковой, нужны прежде всего ему самому. Они помогают
Юрию Юрьевичу осмыслить свою собственную судьбу и воскресить в памяти события
минувших лет, помогают расширить границы познания и испытать радость узнавания
нового.
Комментариев нет:
Отправить комментарий